ПРОЕКТ «За здоровьем в детский сад»
24.03.2021
Паспорт проекта
Краткая аннотация.
Проект «За здоровьем в детский сад» представляет взаимосвязь и интеграцию здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательном процессе детского сада, совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста на основе использования разнообразных форм и методов организации совместной и самостоятельной деятельности в период пребывания ребенка в детском саду.
В проекте обощен приобретенный и накопленный опыт практической работы по здоровьесбережению детей, система работы, интересные находки, т. е. все то, что помогает достичь педагогам наибольших результатов в профессиональной деятельности.
Основания разработки проекта.
Здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину - от его образа жизни. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Социальная значимость проекта.
Здоровье является ценностью для человека, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности.
Характеристика проекта:
- вид проекта - практико-ориентированный;
- по предметно-содержательной области проекта – междисциплинарный;
- по продолжительности выполнения – три года;
- по характеру доминирующей проектной деятельности - прикладной (практико-ориентированного характера).
Направления деятельности.
- Создание условий для формирования социально активной личности.
- Содействие сохранению и укреплению психофизического здоровья детей и их эмоциональному благополучию.
- Профилактическая, пропедевтическая, просветительная работа со всеми участниками образовательного процесса (педагогами и родителями) по формированию привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
- Содействие личностно-ориентированному взаимодействию взрослых и детей.
- Развитие сетевого взаимодействия участников образовательного процесса с внешними партнерами.
- Привлечение детей к различным видам спорта.
1. Пояснительная записка
Здоровые дети - в здоровой семье. Здоровые семьи – в здоровой стране. Здоровые страны - планета здорова, Здоровье! Какое прекрасное слово! Так пусть на здоровой планете, Растут здоровые дети! |
Здоровье человека является высшей ценностью государства. Итоги Российской ассамблеи, посвященной проблемам здоровья населения, свидетельствуют об отчетливой тенденции к ухудшению состояния здоровья, как взрослых, так и детей. Причины этого кроются не только в ухудшении экологического состояния, но и в современном образе жизни подавляющего большинства людей. Массовая компьютеризация, увлечение планшетами, телефонами, интернетом, телевизорами приводят к малоподвижному образу жизни. На сегодняшний день даже для детей раннего возраста более привлекателен современный гаджет, нежели спортивное оборудование. А ведь всем известно, что двигательная активность является важным условием, стимулирующим фактором развития речевой, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер подрастающего человека.
Здоровые дети - это основа жизни нации, можно с уверенностью сказать: здоровые дети - здоровая нация. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека, которая закладывается в раннем детстве.
Поэтому одной из актуальных задач дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
1.1. Актуальность
Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.
Сухомлинский В.А. писал: «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание …» Семья и детский сад – те социальные структуры, которые укрепляют и сохраняют здоровье ребенка
Коллектив МАДОУ столкнулся с тем, что у большинства родителей присутствует гиперопека своих любимых малышей, имеющих слабое физическое развитие детей. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Имеет место излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у ребят наблюдается неуклюжесть и мешковатость. Наблюдение за родителями детей, которые посещают детский сад, показало, что взрослые имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания и подвижных игр. Они зачастую излишне оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди, отдохни» и т.п.) В связи с этим возникла необходимость создания условий для развития двигательной активности, детской инициативы в различных видах физической деятельности и совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию воспитанников.
1.2. Концептуальные идеи проекта
Дошкольное детство рассматривается нами как уникальный период, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Ребенок как самоценность: его здоровье, интересы, потребности.
Педагог как личность, носитель образования, проводник общечеловеческих ценностей.
Семья как основная необходимая социальная среда, определяющая путь развития личности ребенка; ориентация на ее потенциал, образовательные потребности и запросы семьи; установление партнерских, доверительных отношений с семьей каждого воспитанника.
Командная работа, как основа достижения успеха.
Культура организации как культура жизнедеятельности детского сада, культура взаимоотношений с родителями, культура деловых и личных отношений с социальными партнерами.
Качество как единственно возможная работа, постоянное стремление к совершенству.
Цель проекта: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитания валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.
Задачи проекта:
- сохранять и укреплять здоровье детей;
- совершенствовать физическое развитие;
- повышать сопротивляемость защитных свойств организма;
- улучшать физическую и умственную работоспособность;
- формировать осознанное отношение к своему здоровью;
- способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;
- создать оптимальный режим дня, обеспечивающий комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
1.3. Принципы реализации проекта
Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
Принцип систематичности и последовательности организация здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
«Не навреди» - это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в нашем детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий безопасны для здоровья и развития ребенка.
Доступности и индивидуализации – оздоровительная работа в нашем детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).
Оздоровительной направленности — нацелен на сохранение и укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность имеют не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесное сетевое взаимодействие педагогического коллектива МАДОУ с социальными партнерами.
1.4. Планируемый результат
- Увеличение количества детей, привлеченных к занятиям физической культурой и спортом;
- Повышение уровня подготовленности и развития физических качеств у дошкольников;
- Стабилизация эмоционального фона;
- Сформировано умение использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня;
- Снижение уровня заболеваемости воспитанников МАДОУ;
- Сформирована потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей;
- Сформированы представления у родителей о физических возможностях детей, возрастных требованиях к их физическим качествам.
1.5. Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный: июнь-август 2015 г.
Цель: анализ имеющихся в МАДОУ условий, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.
Информационно-аналитическая деятельность:
- разработка нормативно-правовой базы реализации проекта;
- создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту;
- анализ состояния здоровья детей и физического развития детей;
- оценка организационных и материально – технических условий;
- формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого – педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения);
- организация работы творческой группы по выявлению проблем и прогнозированию результатов работы.
II этап – организационно-практический: сентябрь 2015 - май 2017 г.
Цель: разработка и реализация системы работы по здоровьесбережению,
организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса.
Организационная деятельность:
- обучение педагогов и родителей эффективным технологиям здоровьесбережения и формирования стратегии здорового образа жизни;
- подготовка методических материалов по обучению воспитанников и родителей современным подходам к сохранению здоровья;
- организация сотрудничества с ЛПУ, ДЮСШ;
- организация оперативного контроля использования системы работы по здоровьесбережению
Планово-прогностическая деятельность:
- планирование комплекса мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта;
- разработка перспективных планов работы с педагогами и родителями;
- формирование единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками;
- систематизация сетевого взаимодействия;
- разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.
Регулятивно-коррекционная деятельность:
Организация работы творческой группы:
- по внедрению проекта и использованию здоровьесберегающих технологий;
- по отслеживанию промежуточных результатов и при необходимости корректировки работы по реализации проекта.
III этап – заключительный: июнь-август 2017 г.
Цель: подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее.
Контрольно-оценочная деятельность:
- педагогический мониторинг, анкетирование педагогов, опрос родителей;
- анализ достигнутых результатов;
- обобщение и трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях;
- проектирование дальнейшей работы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.03.2019
Дата обновления: 24.03.2021
Дата публикации: 24.03.2021