Проект учителя - логопеда Поповой Е.В. "Родительская школа"
22.04.2020
Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого
развития ребенка.
Срок реализации-1 год
Анализ ситуации
«Воспитание – дело трудное,
и улучшение его условий – одна из
священных
обязанностей каждого человека, ибо нет
ничего более
важного, как образование самого себя и
своих близких».
Сократ.
В период дошкольного детства семья оказывает решающее
воздействие на ребенка, в том числе посещающего ДОУ. Серьезный настрой родителей на
проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности имеет
главное значение в речевом развитии ребенка. Многие родители не
придают должного значения своевременному и правильному развитию речи своих
детей, иногда открыто игнорируют, «не замечают» выраженные
речевые трудности детей и тем более не спешат обсуждать их с педагогами ДОУ. Родители не хотят заниматься со своими детьми,
и тому есть ряд причин, одной из главных — отсутствие соответствующих знаний.
Родители
-
естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много, в их
руках очень сильное воспитательное средство-любовь к своему ребенку. Логопеду
важно организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и
поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и
умения. Для благополучного речевого развития ребенка требуются взаимоотношения
семьи и логопеда, а именно – сотрудничество, доверительность, взаимодействие.
Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с
недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна
педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не
задействована семья.
Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и
развития будут успешно
решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с
семьей и вовлекать ее в свою работу. И сегодня закон "Об образовании» и
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют "взаимодействие с
семьей для обеспечения полноценного развития ребенка" как одну из основных
задач, стоящих перед педагогами. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда
становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия,
инновационные формы работы с родителями,
которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Концептуальные основы
Теоретической базой данного проекта является
принцип личностно ориентированного обучения, коррекции и развития.
Реализация этого принципа влечет за собой не только развитие личности и
социальную интеграцию «особого» ребенка, но и профессиональное и
личностное совершенствование педагога, родителя,
всей семьи. Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными
воспитателями ребенка в дошкольном детстве
являются родители. Л. С. Выготский отмечал «в
сотрудничестве, под руководством, с чьей то помощью ребенок всегда
может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно».
Благодаря усилиям ученых и педагогов-практиков (Л. В. Загик, Т. А. Маркова, Л. Ф. Островская, Н. Г. Година )были
разработаны содержание, формы и методы работы детского учреждения с семьей.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности,
их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе
важно не потому, что этого хочет учитель логопед, а потому, что это
необходимо для развития их собственного ребенка. Важнейшей задачей работы с родителями и
ее первейшим условием является установление взаимоотношений доверия и принятия
между специалистом и родителем.
Вопросами семейного воспитания детей с проблемами в
развитии речи занимались Г. А. Волкова, Ю. Ф. Гаркуша, Г. В. Гуровец, С.
Т. Григорян, Л. Н. Ефименкова, Н. Л. Крылова, В. И. Лубовский, Е.
М. Мастюкова, Э. В. Миронова, А. Г. Московкина, Н. В. Новоторцева,
Л. П. Носкова, В. И. Селиверстов, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.
Авторы подчеркивают роль ближайшего окружения(семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия
на дошкольников,
имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного
воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое
место в данном процессе отводят повышению психолого-педагогической культуры родителей. Важнейшими предпосылками для повышения
эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного
отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.
Вопросы, связанные с изучением педагогической
компетентности родителей,
отражены в работах П. П. Блонского, И. В. Гребенникова, П. Ф.
Каптерева, Н. К. Крупской, П. Ф. Лесгафта, A.C. Макаренко, В. М.
Миниярова, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др. Формирование
педагогической компетентности родителейразличными
социальными институтами представлено в публикациях С. А. Беличевой, В. Г.
Бочаровой, И. В. Гребенникова, A.C. Спиваковской, Л. Г.
Петряевской, С. С. Пиюковой и др.
Кроме того, теоретической базой проекта явились работы, рассматривающие вопросы коррекции
нарушений звукопроизношения (М. Е. Хватцева, Р. Е. Левиной, М. Ф.
Фомичевой, К. Н. Ефименковой, С. Н. Шаховской, Е. Ф. Рау, Л. Ф.
Спировой и других).
Изучив литературу по вопросам речевого развития и вопросам
взаимодействия логопеда с семьями воспитанников, пришли к выводу о разработке
практико ориентированного проекта, в котором приняли бы участие и дети, и родители, и специалисты ДОУ.
Объектом проекта является взаимодействие
учителя-логопеда детского сада с родителями
воспитанников,
а предметом -
содержание и формы взаимодействия участников образовательных отношений.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: учитель-логопед ДОУ, воспитатели,
воспитанники и их родители
Условия реализации проекта: заинтересованность родителей, системный характер работы.
Направления деятельности:
1. Диагностическая работа (выявление уровня
осведомленности родителей в вопросах развития речи и её
коррекции у ребёнка)
2. Просветительское (представление информации для
повышения коррекционно-педагогической культуры родителей; проведение с участниками образовательных
отношений целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей,
необходимой коррекции);
3. Практически-действенное (обучение родителей практическим
приёмам и упражнениям по развитию и коррекции компонентов речевой готовности к школе; знакомить с играми, развивающими речевые
способности и познавательные процессы; представить практический опыт игрового
партнерства с детьми; акцентировать внимание родителей на
соучастии, сопереживании и поддержке ребенка; повышение
заинтересованности родителей в выполнении общего дела.)
4. Рефлексия (анализ
проведенных мероприятий, оценка уровня речевого развития ребёнка, перспектива
дальнейшей работы)
Цель проекта:
Повышение уровня компетентности родителей в
вопросах речевого развития детей.
Задачи:
установить партнерские отношения с родителями дошкольников
повысить компетентность родителей в области развивающей и коррекционной
педагогики
побуждать интерес у родителей к процессу развития ребенка в разных
видах деятельности.
Ожидаемые результаты:
Осознание родителями своей роли в процессе речевого
развития ребенка и активное включение в коррекционный процесс по исправлению
речевых дефектов у детей.
Овладение необходимыми
педагогическими знаниями и умениями.
Тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей позволит
ускорить коррекционный процесс и повысить эффективность работы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.04.2020
Дата обновления: 24.04.2020
Дата публикации: 22.04.2020