Игры на развитие инженерных способностей дошкольников
27.11.2023
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми.
Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу игр, влияющих на развитие инженерного мышления у дошкольников: «блоки Дьенеша», «палочки Кюизенера».
Счетные палочки Кюизенера
Блоки Дьенеша
27.11.2023
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.
Логические блоки использую как игровой материал в работе с детьми дошкольного возраста не только в ходе образовательной, но и в совместной и самостоятельной деятельности. Это позволяет в игровой форме:
· Ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером.
· Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
· Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
· Развивать познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения, а также творческие способности.
Набор «Логические блоки Дьенеша» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красный, синий, желтый), форме (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие).
Возможные варианты игр с блоками Дьеныша.
Дидактическая игра «Второй ряд» Детям нужно построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.
Дидактическая игра « Игра с одним обручем» Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались внутри обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.
Дидактическая игра «Заселим в домики» Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.