Артикуляционная гимнастика — это не скучно!

17.01.2022

"Артикуляционная гимнастика -

это не скучно!" 

      С первого взгляда кажется, что гимнастика это скучные упражнения, которые ребенок должен делать каждый день. Но это не так! Десятки известных авторов в области логопедии разработали десятки комплексов по развитию артикуляционной моторики. Например, в своей работе я использую:

1) Н. В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика». Предполагает выполнение упражнений вместе со зверюшками в стихотворной форме, а все рекомендации по выполнению упражнений написаны коротко, грамотно, доступно для родителей.

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

2) Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в считалках». Это пособие содержит шесть считалочек, а значит шесть комплексов для выполнения гимнастики. На каждую строчку выполняется упражнение, выполняем неторопливо, четко.

Раз – окошечко открыли.

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».

Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

Десять – ротик закрываем.Хочу такой сайт

3) Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках». Пособие оформлено в виде пяти сказок о язычке, его домике, занятиях. Детям очень нравится эта игровая форма гимнастики.

Открываем ротик – дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

Он удобно в доме лёг.

4) Использование вязаной игрушки «Язычок». Игрушка наглядно показывает детям положение языка в ротовой полости, дает представление го его частях (кончик, спинка, корень языка).

5) Артикуляционная гимнастика с сопровождением мультимедиа. Ни для кого не секрет, что в наше время ребенок уже с 3-4 лет знаком с компьютером, и информационно коммуникационные технологии вызывают у детей огромный интерес. Поэтому, в своей работе использую презентации Power Point с различными подборками картинок статичных и динамичных.

6) З. А. Репина, А. В. Доросинская «Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста». Это гимнастика для неусидчивых детей, или детей внимание которых сложно привлечь. Опосредованная гимнастика дает нам возможность формирования и развития артикуляционного праксиса для каждого конкретного звука. Выполняя задания в игровой форме, ребенок даже не догадывается, что идет процесс формирования уклада звука, его постановки.

7) «Логокуб» для артикуляционной гимнастики. Это пособие сделано своими руками. Представляет собой картонный куб 10*10, на каждой стороне куба картинка, символизирующая то или иное упражнение. Ребенок берет куб и начинает выполнять упражнение за упражнением, переворачивая куб в руках. Так как у куба только 6 сторон, то ребенок может выполнить только 6 упражнений. Поэтому это пособие подходит для тех детей, у которых артикуляционные движения сформированы достаточно, и гимнастика нужна как этап занятия, настраивающий ребенка на работу и приводящий язык в нужное положение в зависимости от изучаемого звука.

8) «Сказки о Веселом Язычке». Какие-то из них составлены авторами, какие-то придуманы логопедами-практиками. Ну кто не знает сказку «Бабушкины оладьи»? Любая из артикуляционных сказок включает в себя не менее 10 упражнений, каждое из которых повторяется несколько раз, для закрепления положения языка и формирования объема движения. Для наглядной опоры используются карточки-образы выполняемого упражнения.

9) Артикуляционная гимнастика с использованием предметов домашнего обихода, или выполнением движений руками. Здесь развивая артикуляционную моторику, мы развиваем еще и мелкую. Детям такие упражнения очень нравятся, потому что они знакомятся с ощущениями от мячей, зубных щеток, шишек, шерстяных ниток и т. д.

Например, упражнение "Мышка". Инструкция: Губы в улыбке, рот приоткрыт. Произнести "а. " и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик). Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец при этом согнуты в «дуги-ушки», а средний, безымянный и большой собраны в «мордочку мышки».

10) Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики. В этой гимнастике артикуляционные движения сопровождаются движениями кистей рук и пальцев. Совершенствует координацию движений, развивает артикуляционную и пальчиковую моторику, привлекает интерес детей к упражнениям. (Например упражнение «Шарик». Ладоши ребенка прижаты к друг другу лодочкой. Говорим: «Ш-Ш-Ш» - и ладошки расходятся, показывая, как «надувается» шарик. Вот какой шарик получился! В этом упражнении кисти рук копируют положение языка во время произнесения звука «Ш», а именно «чашечку». И произнести звук для ребенка становится легче.)

 

Просмотров всего: , сегодня:

Бушлякова - АГ с биоэнергопластикой.pdf (скачать) (посмотреть)
В.Н.Костыгина-тру-ля-ля.pdf (скачать) (посмотреть)
Коноваленко Артикуляционная пальчиковая гимнастика.pdf (скачать) (посмотреть)
Куликовская-арт.гимнастика в считалках.doc (скачать)
Репина, Доросинская - опосредованная арт.гимн..doc (скачать)
Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тра-ля-ля для язычка.pdf (скачать) (посмотреть)
Куликовская - Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.pdf (скачать) (посмотреть)
Волошина-АГ для мальчиков.pdf (скачать) (посмотреть)
Артикуляционная гимнастика - это не скучно!.docx (скачать)
Нищева Веселая гимнастика.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 22.03.2019

Дата обновления: 23.10.2022

Дата публикации: 17.01.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».